Как будет проходить новая аттестация педагогов с 2020 года


Практически все учителя в нашей стране боятся наступления 2020 года, потому что для них министерство просвещения подготовило новшество. Новая аттестация педагогов с 2020 года будет единой обязательной системой оценки качества работы учителя. Называться это будет ЕФОМ – единые федеральные оценочные материалы. Частично некоторые элементы и задания используются уже сейчас, но пока это не объединено в одну всероссийскую систему оценки. Но обо всем подробнее.

Зачем менять?

Зачем нужна новая форма аттестации учителей в 2020 году? Все дело в том, что в настоящее время правила проверки педагогов устанавливают в регионах – нет единого Российского стандарта. Из-за этого невозможно сравнивать компетенции учителей, работающих в разных областях (территориально). Например, где-то для прохождения аттестации требуется собирать огромные портфолио своих работ, грамот и т.д. А в каком-то регионе нужно просто провести открытый урок.

Как будет проходить новая аттестация педагогов?

По новым правилам для всех учителей в стране с 2020 года будут действовать единые правила оценки. Сейчас система проходит тестирование в 19 регионах. Первыми ей воспользовались 615 учителей и 462 студента педагогических ВУЗов. Аттестация будет состоять из 3 частей:

Письменная работа на знание предмета.

Написание экзамена занимает в районе 2 часов. За это время учитель не только должен ответить на вопросы, связанные с его предметом, но и, например, составить план урока на заданную тему. Таким образом, оцениваются не только знания по специализации педагога, но и его способности уметь грамотно донести материал до ученика.

Многие проводят аналогию, что новая аттестация учителей с 2020 года – это аналог ЕГЭ для учеников. Тут большая разница: на ЕГЭ нужно давать точные и четкие ответы, а учителям предстоит более «творческая» работа.

Видео-урок

На втором этапе аттестации нужно будет снять видео, как проводится урок. В теории – это должна быть съемка с обычного «рядового» урока в одном из классов. Но, думаю, что на практике это превратится в открытый урок, к которому готовятся задолго до его проведения – просто проводиться будет без присутствия коллег из других школ.

Качество видео не так важно. Можно записать и на мобильный телефон. Главное, чтобы было хорошо слышно разговоры и видно учителя с учениками.

Вместе с видеоматериалами отправляются несколько самостоятельных работ учеников с этого урока с выставленными оценками. Независимые эксперты во время просмотра будут оценивать качество воспитательной работы, мотивация учащихся, умение учителя учитывать индивидуальные особенности учеников и т.д.

Кейс

Данное задание выполняется на компьютере. Его суть заключается в решении какой-либо проблемы. Учителю дается задание в виде жизненной ситуации (например, что делать, если в классе издеваются над одним из учеников?). Аттестуемый должен подробно расписать свои действия для урегулирования данной сложности.

Как будут оцениваться результаты?

На данный момент предполагается, что оценка учителей будет проходить по 100-балльной шкале. Но не все здесь зависит от педагога:

  1. Выполнение 3 вышеозвученных заданий – до 60 баллов.
  2. Достижения учеников – до 25 баллов (все таки придется собирать грамоты, только не свои).
  3. Отзыв работодателя – до 10 баллов.
  4. Отзыв учащихся – до 5 баллов.

Правда, пока неясно, по каким критериям должны ставиться эти баллы. Система оценки пока находится в разработке.

Кто будет проходить новую аттестацию?

В первую очередь, данное нововведение коснется студентов, которые только закончили ВУЗ. Через два года после устройства на работу молодой специалист должен будет пройти аттестацию на соответствие должности. Именно для этого этапа на данный момент и разрабатываются единые стандарты.

Через несколько лет работы у учителя будет выбор: снова пройти оценку на соответствие должности, либо аттестацию на первую категорию. Кстати, возможно, что первую категорию заменит термин «Учитель-методист».

Через несколько лет после получения звания «Учитель-методист», можно будет его либо подтвердить повторной проверкой, либо пройти аттестацию на высшую категорию – «Учитель-лидер».

На данный момент система оценки для учителя методиста и лидера еще не создана.

Заключение

С одной стороны хорошо, что новая аттестация педагогов с 2020 года будет единой системой, после прохождения которой будут четко и ясно видны знания и навыки учителя. Его способности работать с детьми и решать сложные ситуации. Однако, есть опасения, что это превратится в очередное «мучение» для, и так сильно загруженных, учителей. И в конечном итоге даже эта система перестанет грамотно оценивать эффективность преподавания в школах.

Посмотрим, что придумает наше министерство. Конечный вариант ЕФОМ должен появиться к 2020 году. Внедрение в школы будет проходить в течение 5 лет.


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Левина Наталия:

    Каким образом буде проходить аттестация учителей работающих в ИК (исправительных колониях) строгого режима, где обучающиеся не дети, а взрослые люди- осужденные?

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *